Банк России заявил, что апробирует механизм «получения сведений о нарушении прав граждан в сфере финансовых услуг от лиц, которые в силу служебных обязанностей располагают информацией о нарушениях прав потребителей финансовых услуг». Об этом сообщается в докладе «Направления защиты прав потребителей финансовых услуг», опубликованном ЦБ. В частности, в докладе сказано, что регулятор ведет работу по совершенствованию системы внутреннего контроля в финансовых организациях и «в рамках такой работы уделяется внимание популяризации практики создания в финансовых организациях системы информирования о противоправных и неэтичных действиях сотрудников или членов органов управления такой организации».
Банк России ссылается на опыт ряда зарубежных стран, в которых устанавливается приоритет первоначального рассмотрения финансовыми организациями сообщений информаторов внутри компании. Сведения о признаках правонарушения должны быть переданы информаторами ответственному за прием таких сообщений по специальному каналу связи, подразумевается возможность анонимного сообщения.
Управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин обращает внимание и на то, что новый механизм можно будет использовать в недобросовестной конкуренции. «Даже если в результате проверки сообщения о фактах нарушения не подтвердятся, проверка уже сама по себе может создать максимально некомфортные условия для компании, а в некоторых случаях и блокировать ее работу», – поясняет он. Поэтому необходим механизм защиты от злоупотребления такими жалобами, например, в виде ответственности за сообщение заведомо недостоверных сведений. «Но это, в свою очередь, может создать ситуацию, в которой лица, которым известно о нарушениях, не будут о них сообщать просто из страха применения в их отношении санкций», – предупреждает Федюкин.
Подробнее: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/01/19/854696-bank-rossii